Мифология. Мифотворчество » Античная рационализация мифа

Античная цивилизация

Античная цивилизация


Проблема мифа прошла красной нитью через всю античную философию, культуру, искусство. В эпоху античности миф стал постепенно утрачивать свою таинственность, приоткрывать свои свойства и закономерности.

Античная цивилизация


В античной цивилизации началось рациональное постижение мифотворчества. Античная мысль разработала ряд глубоких и оригинальных концепций мифотворчества, накопила значительный опыт для позднейших его научно-рационалистических толкований, вплоть до тех, которые сложились уже в русле новоевропейского мышления. Все это не случайно.

Античная цивилизация - величайшее и прекраснейшее явление в истории человечества. ...

читать полную версию - "Античная цивилизация"


Сознание эпохи архаики

Сознание эпохи архаики


Начало культурного взлета античной цивилизации обычно ведут от эпохи архаики (VIII-VI вв. до н. э.). Время глубокого цивилизационного перелома было одновременно и периодом высочайшего взлета духовности, самосознания, возникновения новых идеалов и ценностей. Переломный характер эпохи отразился в искусстве этого времени - в контрастности сопоставлений, сравнений, эпической массивности и тяжеловесности изобразительных форм, их пластичности и монументальности, в представлениях о сосуществовании мифологически-божественного и жизненно-земного аспектов сущности человека. В то же время архаическое сознание еще непритязательно, исполнено поэтических грез, свежести, часто наивности и восторженности, оно постоянно находится в ожидании и предчувствии некоторой особой будущности, знамений и намеков на величественность грядущего.

Мир предстал, с одной стороны, как некий объект, обладающий своими собственными, не зависящими от человека закономерностями, а с другой - как некая универсальная целостность (макрокосм), находящаяся в определенных связях со своей неотъемлемой частью - человеком (микрокосмом). Индивидуальность личности уже приобретает некоторую автономность и не подавляется абсолютным величием, ...

читать полную версию - "Сознание эпохи архаики"


Cистематизация мифологии

Cистематизация мифологии


Но любое, даже слабо рационализированное, воспроизведение текучести бытия требует выявления определенных связей в его состояниях. Поэтому теокосмогенез неизбежно есть систематизация мифологии. Здесь неизбежен поиск логических связей между мифами, способов их историзации. Это осуществляется прежде всего через установление генетических и темпоральных связей между образами мифов, их сюжетами. Вот, например, как излагает Гесиод начальные этапы становления мира:

Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом Широкогрудая Гея (Земля), всеобщий приют безопасный, Сумрачный Тартар в землях залегающих недрах глубоких, И между вечными всеми богами прекраснейший - Эрос (Любовь).



Сначала научились дифференцировать и соотносить образы настоящего и будущего, а затем - настоящего и прошлого, прошлого и будущего. Важно отметить, что идея историзма как разграничения и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего возникает в античности в форме идеи становления мира, а не его развития. Идея ...

читать полную версию - "Cистематизация мифологии"


Отношения к мифотворчеству

Отношения к мифотворчеству


Возникновение критико-рационалистического отношения к мифу должно было сопровождаться изменением ценностно-идеологического отношения к мифотворчеству. Картина становления античной науки о мифе будет неполной без изображения эволюции идеологических оценок мифа.



Античность знала не первобытные мифы начальных этапов родового общества (они стали достоянием культуры гораздо позже - в новоевропейскую эпоху), а их достаточно отдаленное наследие - мифы времени разложения первобытного строя, раннеклассовых отношений, эпохи патриархальной героики. Но зато античное сознание - с его духовной энергией, волнением духа, целенаправленностью, предприимчивостью, новаторством, критицизмом, внутренней собранностью и чувством меры - было буквально пронизано мифологическими образами и сюжетами. Даже такие рационалистические сферы античной культуры как наука и философия своими основаниями погружены в мифологию. Они долгое время живут мифом и в мифе и с очень большим трудом становятся в познавательно-теоретическое отношение ...

читать полную версию - "Отношения к мифотворчеству"


Гомеровская мифология

Гомеровская мифология


Гомеровская мифология в течение нескольких веков оставалась источником образцов художественного творчества - сюжетов, образов героев, громаднейшим резервуаром образно-символического инструментария (символ государственности - Афина Паллада, символ прогресса - Прометей, символ власти - Зевс и др.). Так, Эсхил видел в поэмах Гомера сокровищницу древнегреческой национальной культуры и называл свои трагедии "крохами от великих пиров Гомера".

Однако Гомер не только великий поэт, он не только "создал красоту всяческих речей", он еще и мудрейший из эллинов, он "мудрее всех эллинов вместе взятых", он "великий пророк истины". На Гомера ссылались и как на носителя объективного (протонаучного) знания о древней Ойкумене, о жизни народов, их нравах, обычаях и др. Гомер для древних - философ, "обнимающий умом все человеческое и божественное". Древние греки были уверены в том, что в его творчестве сконцентрированы основы философской мудрости. То, чему учили позднейшие философы, Гомер, как им казалось, уже давно выразил в своих поэмах.

Кроме того, Гомер - глубокий знаток человеческой души, чело-веческих страстей и переживаний. Он воспитатель эллинов, именно он сформулировал свод их нравственных ценностей. Не только верующим и знающим, но и просто порядочным человеком нельзя стать, не усвоив нравственных ценностей ...

читать полную версию - "Гомеровская мифология"