Мифология. Мифотворчество » Античная рационализация мифа » Рационализация сознания

Рационализация сознания



Рационализация сознания просматривается у Гомера и в зачаточных формах рефлексии над представлением о сущности мифа. Это проявлялось в противопоставлении мифа и логоса. "Миф" как интегрированное, целостное, сознательное и целенаправленное духовное воздействие на человека, несущее в себе желание, волнение и тоску по чему-то неведомому, Гомер противопоставлял "логосу", который он трактовал как нечто дифференцированно-расчлененное, отчужденное от человека, но так же, как и миф, способное воздействовать на него.

Здесь еще далеко до полной рационализации представления о логосе как некотором всеобщем принципе бытия (к которой подходит Гераклит, затем развивают элеаты и по-своему завершает Платон). Но первые, исходные предпосылки рационализации представлений о сущности мифа в творчестве Гомера уже присутствуют.

Таким образом, в гомеровскую эпоху шел процесс разложения мифологического сознания, постепенно складывалось противопоставление субъекта и объекта, вещи и ее образа, природа деантропоморфизировалась. Миф все больше приобретал черты художественно-эстетического, эпического произведения. Мифологическое понимание Космоса переросло в вещественно-телесное, пластическое восприятие мира. Природа осознавалась еще не как совокупность объективных процессов и явлений, а как художественно-эстетическое целое. Чертам, свойствам природных явлений придавалось пока лишь поэтическое, переносное, условное, символическое значение.

В творчестве Гомера Космос воспринимался преимущественно пространственно, как имеющий конечные размеры, как обозримое физическое тело, как живое существо, как функциональный, пространственно-статический, упорядоченный миропорядок. Для Гомера мир - это наглядная, простая, ясная, яркая, светлая, геометрически правильная, сфероидно-симметричная оформленность. Над таким самодостаточным Космосом время бессильно. Поэтому гомеровский мифопоэтический эпос внеисторичен. Гомера не интересовала генезисно-космогоническая, хронологическая сторона бытия, т. е. как вещи естественно (пусть даже стихийно) порождают друг друга.

Эпоха архаики отличалась динамизмом, быстрой сменой ценностей. И уже к VII в. до н. э. эпос приобретает новые мировоззренческие ориентации, которые позволяют видеть в мифе не только средство художественно-образного отражения действительности, но и особый предмет рационально-теоретического познания.


Вы читаете полную версию - "Рационализация сознания "



Рекомендуем просмотреть