Мифология. Мифотворчество » Античная рационализация мифа » Источник пропитания человека

Источник пропитания человека



Источник пропитания человека, основа его достатка - труд. С трудом приходят и почет, и добрая слава. Только трудящийся человек угоден богам. А на бездельников, пытающихся обобрать силой и неправдой трудящегося крестьянина, боги негодуют. Безделье несет людям позор, голод, бедность. Наряду с темой труда, Гесиод размышляет и о соотношении справедливости и насилия, о недостатках обычного (неписаного) права, об установленных богами условиях человеческого существования, о роли мореплавания в жизни земледельца, о торговле и др.

В поэме "Труды и дни" изложена одна из первых концепций исторического развития человечества. Историю общества Гесиод представляет как историю пяти "родов" (поколений) людей, последовательно сменяющих друг друга. Первый, самый древний - золотой род, который не знал ни труда, ни горестей:

В прежнее время людей племена на земле обитали,

Горестей тяжких не зная, не зная ни трудной работы,

Ни вредоносных болезней, погибель несущих для смертных.

Золотой век сменился серебряным, серебряный - медным, медный - героическим, героический - железным. И с каждым новым поколением человеческая жизнь становилась все тягостнее, сложнее, на смену добру приходило все больше зла. От одного поколения к другому, от одного века к следующему человечество идет к своей гибели. Картина исторического процесса у Гесиода окрашена в пессимистические тона. Самое лучшее, "золотое время", осталось в далеком прошлом. Будущее несет для человечества полное перерождение, мир приходит к полному господству зла:

Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю хозяин. Старых родителей скоро совсем почитать перестанут:

Правду заменит кулак, города подпадут разграбленью. И не возбудит ни в ком уваженья ни клятвохранитель, Ни справедливый, ни добрый. Скорей наглецу и злодею Станет почет воздаваться. Где сила, там будет и право. Стыд пропадет. Лишь одни жесточайшие, тяжкие беды Людям останутся в жизни. От зла избавления не будет.

Апокалиптические настроения, пафос трагического пессимизма, свойственный творчеству Гесиода, отразили социально-психологическую растерянность древнегреческих земледельцев, их страх перед будущим, которые несли с собой кризис патриархальных устоев, традиций, господство денежных, рыночных отношений, нестабильность, социальный риск. Но Гесиод не падает духом, не призывает сидеть сложа руки и ждать мировой катастрофы. Он уверен, что есть средство, которое может по крайней мере затормозить движение к тому времени, когда "правду заменит кулак". Таким средством выступает, по мнению Гесиода, земледельческий труд. Значит, не боги, а сам человек упорным трудом может и должен определять свою судьбу.

В VII в. до н. э. зависимость личности от социального целого, от полиса оказывается важнее ее зависимости от богов, т. е. в конце концов от стихии безличных (природных и социальных) сил. Моральную ответственность уже не с кем делить. Человек сам творит свою судьбу. Правда, Гесиод еще не формулирует напрямую эти утверждения, боги у него продолжают еще играть значительную роль, но логика его рассуждений ведет именно к таким выводам.


Вы читаете полную версию - "Источник пропитания человека"



Рекомендуем просмотреть