Мифология. Мифотворчество » Античная рационализация мифа » Становление историзма сознания

Становление историзма сознания



Рационализация сознания является выражением и продолжением рационализации форм деятельности и общения. Важнейшим следствием рационализации деятельности, общения и сознания является историческое видение мира.

Расстояние между целями и результатами деятельности - прежде всего временное. Сложные формы деятельности (требующие фиксации и удерживания в сознании множественных связей в системах "цель - результат", "цель - средства", "средства - результат"), а также формы непрямого, косвенного общения (письменность) предполагают расширение рамок временного "поля восприятия" мира. Разведение во времени цели и результата деятельности и общения требует умения разграничивать и связывать в сознании образы прошлого, настоящего и будущего.

В процессе творчества у Гесиода формируются генезисный образ Космоса, чувство длительности, движения, преемственности, становления бытия, его историчности. Способность свободного проецирования образа Космоса в прошлое и будущее закладывало основания генезисно-временного моделирования мира, которое в то время могло быть только мифопоэтическим. Именно такое мифопоэтическое моделирование космогенеза представлено в поэме Гесиода "Теогония". В то время космогенез еще не мог быть ничем иным, кроме как теокосмогенезом.

Содержание теокосмогонических мифов составляли картины происхождения богов, смены поколений богов и их борьбы между собой, их генеалогических связей, отношений со смертными людьми и др. Гесиодовский теокосмогенез опирался на пласт древнейших доолимпийских, хтонических мифопредставлений, предполагавших (в отличие от статичной, пространственно завершенной, геометрически оформленной олимпийской мифологии) постоянную текучесть бытия ("оборотническую логику", взаимопревращаемость вещей, дискретную событийную наполненность времени, его качественную неоднородность, аритмичность).


Вы читаете полную версию - "Становление историзма сознания"



Рекомендуем просмотреть