Мифология. Мифотворчество » Античная рационализация мифа » Преодоление мифологизма

Преодоление мифологизма



Преодоление мифологизма в ходе становления исторического сознания шло трудно и противоречиво. "Отец истории" Геродот во введении к своему великому труду "История в девяти томах" прямо говорил, что видит свою задачу в поисках причин исторических событий. Но и объективность, и детерминизм в его исторических описаниях еще пронизаны остатками мифологизма. Мир богов, который он рисует с невозмутимым спокойствием и на который не распространяет теоретическую рефлексию, остается для него важным, а иногда даже решающим фактором исторического процесса. Это выражается и в провиденциализме ("рок справедливою карою всех нечестивцев карает"), и в божественном предопределении (например, причиной исторических событий он нередко называл "зависть богов" - "всякое божество завистливо и вызывает у людей тревоги"). Миф для Геродота остается родной стихией. Мифы и действительность у него переплетены на каждом шагу. И даже в изложении действительных событий он нередко допускает разного рода мифологические оговорки, вплоть до того, что просит извинения у богов за свои вольности и др. Мифологическое представление о мире органично вплетено в манеру, в блестящий, откровенный, новеллистический стиль геродотовского исторического повествования. Геродот находится на том уровне критической оценки мифа, когда еще нередко сталкиваются не рациональное и мифологическое понимания события, а два мифологических понимания, одному из которых надо отдать предпочтение в силу его большей правдоподобности. Таким образом, Геродот был далек от того, чтобы рационалистическим отношением к истории полностью преодолеть мифологическую картину истории.

И только у Фукидида принцип критико-рационалистического отношения к мифологии проведен последовательно. "Как ни зат-руднительны исторические изыскания, - пишет Фукидид, - но все же недалек от истины будет тот, кто предпочтет не верить поэтам, которые преувеличивают и приукрашивают воспеваемые ими события, или историям, которые сочиняют логографы (более изящно, чем правдиво), историям, в большинстве ставшим баснословными и за давностью не поддающимся проверке". Фукидид ставит историю на почву доказательности и обоснования знания. При этом обоснованиями исторических событий у него служат естественные причины, деятельность людей, а не вмешательство богов, не божественный промысел. Он уже равнодушен к мифологическим объяснениям истории.

При этом Фукидид еще не абсолютно избавился от апелляции к мифам. Но он использует мифологию в качестве источника очень осторожно и выбирает из нее только то, что ему кажется полностью достоверным и не противоречащим естественным закономерностям. Важно, что для Фукидида миф перестает быть источником надежной информации о прошлом. Фукидид уже почти отказался от мысли, что миф есть реальное прошлое. Правда, здесь мы не видим, что мифология осмыслена им как тип знания, принципиально противоположный науке и потому не подлежащий никакому переосмыслению в историческую хронику. Но это станет задачей другой эпохи.


Вы читаете полную версию - "Преодоление мифологизма"



Рекомендуем просмотреть