Мифология. Мифотворчество » Античная рационализация мифа » Отношения к мифотворчеству

Отношения к мифотворчеству



Возникновение критико-рационалистического отношения к мифу должно было сопровождаться изменением ценностно-идеологического отношения к мифотворчеству. Картина становления античной науки о мифе будет неполной без изображения эволюции идеологических оценок мифа.



Античность знала не первобытные мифы начальных этапов родового общества (они стали достоянием культуры гораздо позже - в новоевропейскую эпоху), а их достаточно отдаленное наследие - мифы времени разложения первобытного строя, раннеклассовых отношений, эпохи патриархальной героики. Но зато античное сознание - с его духовной энергией, волнением духа, целенаправленностью, предприимчивостью, новаторством, критицизмом, внутренней собранностью и чувством меры - было буквально пронизано мифологическими образами и сюжетами. Даже такие рационалистические сферы античной культуры как наука и философия своими основаниями погружены в мифологию. Они долгое время живут мифом и в мифе и с очень большим трудом становятся в познавательно-теоретическое отношение к мифу. Поэтому неудивительно, что оценки мифа в недрах античного духа весьма консервативны и если изменяются, то очень медленно.

Энциклопедией древнегреческой культуры, концентрированно выражавшей мифологическое мышление на этапе его разложения, было творчество Гомера. Для древних греков Гомер не просто великий аэд, рапсод, поэт, он - родоначальник, патриарх всей античной духовной культуры. Для античного сознания Гомер - в первую очередь творец античной мифологии, религии, творец чуть ли не самих богов. Геродот писал, что Гомер и Гесиод - это те, кто "установили для греков генеалогическое древо богов, дали богам прозвища, поделили между ними достоинства и способности и прояснили их образы", а боги уже "внесли во все вещи порядок и каждой определили свое место". Поэмы Гомера были "библией эллинов".

Со временем в поэмах Гомера начинают усматривать прежде всего не религиозно-мифологическое, а художественно-эстетическое содержание. Они оцениваются как величайшее явление в мире художественного творчества, искусства, выдающееся проявление волшебной силы поэтического слова. Творение поэтического духа выше самой действительности, поэтическое слово несет в себе особое могущество. Пиндар в "Немейских одах" характеризует величие Гомера как поэта


Вы читаете полную версию - "Отношения к мифотворчеству"



Рекомендуем просмотреть