Мифология. Мифотворчество » Античная рационализация мифа

Преодоление мифологизма

Преодоление мифологизма


Преодоление мифологизма в ходе становления исторического сознания шло трудно и противоречиво. "Отец истории" Геродот во введении к своему великому труду "История в девяти томах" прямо говорил, что видит свою задачу в поисках причин исторических событий. Но и объективность, и детерминизм в его исторических описаниях еще пронизаны остатками мифологизма. Мир богов, который он рисует с невозмутимым спокойствием и на который не распространяет теоретическую рефлексию, остается для него важным, а иногда даже решающим фактором исторического процесса. Это выражается и в провиденциализме ("рок справедливою карою всех нечестивцев карает"), и в божественном предопределении (например, причиной исторических событий он нередко называл "зависть богов" - "всякое божество завистливо и вызывает у людей тревоги"). Миф для Геродота остается родной стихией. Мифы и действительность у него переплетены на каждом шагу. И даже в изложении действительных событий он нередко допускает разного рода мифологические оговорки, вплоть до того, что просит извинения у богов за свои вольности и др. Мифологическое представление о мире органично вплетено в манеру, в блестящий, откровенный, новеллистический стиль геродотовского исторического ...

читать полную версию - "Преодоление мифологизма"


Миф не есть реальное прошлое

Миф не есть реальное прошлое


История - это древнегреческое слово. Уже у Гомера его употребление указывает на острую мыслительную направленность зрительного восприятия, вследствие чего тот, кто видит, не просто видит, но еще судит об увиденном и даже является свидетелем или авторитетом в той области, которую он воспринимает зрением. В VI-V вв. до н. э. слово "история" начинает использоваться в значении "исследование", "розыск с целью установления истины", но первые историки предпочитали называть себя логографами или писателями (синграфеями).

Древнегреческая традиция научно-исторического исследования формировалась на основе творческого синтеза мифопоэтической традиции (киклические поэмы, генеалогические, этногенетические мифы и др.), летописной традиции (в том числе официальные документы, календарные и хроникальные записи, законодательные акты, договоры и др.), мифографической и логографической литературы, географических и этнографических описаний. Все это подвергалось критико-рациональному анализу и под таким углом зрения обобщалось. Прошлое следовало перетолковать, мысленно подвести под те (диктовавшиеся реальной практикой жизни) рациональные мерки, которыми оценивалась современность. Это неизбежно вело к тому, что ...

читать полную версию - "Миф не есть реальное прошлое"


Преобразования мифографии в историю

Преобразования мифографии в историю


В рамках генеалогической мифографии зарождаются важнейшие концептуальные предпосылки преобразования мифографии в историю как науку. Они формируются в той мере, в какой неизбежно встают в любой исторической ретроспекции проблемы хронологии. Если миф есть реальное прошлое, то первый вопрос, который сам собой напрашивается, состоит в том, когда же это прошлое заканчивается и когда начинается "наше время", какие события разграничивают прошлое и современность. Вокруг решения подобных вопросов и в конечном счете поиска единой временной шкалы для всего того, что происходило в мире, жизни племен и полисов, на памяти людей, возникла проблематика мифологической хронографии. Ее развитие постепенно преодолевало взгляд на миф как на реальное прошлое.

Античная хронография (в лице Гесиода) начинается с поиска олимпийско-божественной основы хронологии. Гесиод усматривал рубеж между мифологией и историей в смене "племени героев" "племенем людей" в начале железного века.

Более поздние мифографы относили это время к возвращению ...

читать полную версию - "Преобразования мифографии в историю"


Эпоха античной мифографии

Эпоха античной мифографии


В эпоху ранней античной мифографии объект и образ объекта в сознании субъекта уже разделились, мир в своем качественном многообразии осознан как объективная реальность, противостоящая способному познавать ее субъекту. Наряду с другими природными и культурными явлениями в качестве особого объекта познания выделяется и миф.

Однако адекватные средства (концептуальные, методологические) познания мифов еще не сложились. Есть только ясное мировоззренческое представление, что мифы - продукт прошлого, они созданы в старые времена предыдущими поколениями. Поэтому сущность мифа здесь усматривается не в его правдоподобии или неправдоподобии, а в отличии прошлого от настоящего. Для ранней античной мифографии миф есть реальное прошлое, есть подлинная история. В прошлом все (или почти все) было так, как об этом сказано в мифе. Миф - это подлинный рассказ о прошлом, о том, что и как было до нас. Воображаемая мифологическая реальность и чувственная повседневность прошлого здесь представали единым, неразрывным целым.

Таким образом, ранняя мифография была ориентирована не на установление подлинности, достоверности событий, а на систематизацию мифов и их привязку к более или ...

читать полную версию - "Эпоха античной мифографии"


Генеалогическая мифография

Генеалогическая мифография


Генеалогия предков - первая форма историзма. Это вполне естественно для сознания, в котором сохранилось немало черт родо-племенной культуры. Установление и определение родовой и племенной принадлежности индивида (подлинной или мнимой) здесь есть способ самоидентификации, осознание личностных связей с определенным этносоциальным коллективом. С другой стороны, любой такой коллектив (родовая община, племя, полис и др.) также нуждались в идентификации, в определении своего особого места в Космосе. Такая идентификация могла быть только мифологической, связывающей реальный этноколлектив с воображаемыми мифологическими образами и сюжетами.

В генеалогической мифографии боги, герои и земные люди (цари, воины, отдельные знаковые личности) связывались единой цепью кровно-родственных отношений. Установление кровно-родственных связей - главная задача генеалогической мифографии, а историзм здесь выступал лишь как "побочный эффект генеалогизирования". Путем систематической проработки множества мифов (локальных и общегреческих) каждому действующему лицу греческой мифологии ...

читать полную версию - "Генеалогическая мифография"