Античная мифография прошла как поэтико-эпический, так и прозаический периоды развития. Первыми творцами античной мифографической прозы были логографы. Логографы - это первые исторические писатели (протоисторики), которые переводили в письменную форму мифологические и легендарные повествования о событиях греческой истории, истории родов и племен; они прослеживали генеалогию греческих героев и богов, которые считались основателями городов и родов. Развернутая и, по-видимому, во многом объективная характеристика логографов дана Дионисием Галикарнасским, которую имеет смысл воспроизвести целиком:
"Древних историков много, и они были во многих местах до Пелопоннесской войны. К их числу относятся Эвгеон Самосский, Деиох Проконнесский, Эвдем Паросский, Демокл Фигелейский, Гекатей Милетский, Акусилай Аргосский, Харон Лампсакский, Мелесагор Халкедонский, а те, которые немного моложе, т. е. жили незадолго до Пелопоннесской войны и прожили до времени Фукидида, - это Гелланик Лесбосский, Дамаст Сигейский, Ксеномед Хиосский, Ксанф Лидийский и многие другие. В выборе темы они руководствовались почти одинаковой точкой зрения и способностями немногим отличались друг от друга ...
читать полную версию - "Первые интерпретации мифа"
Статья была опубликована в разделе - Античная рационализация мифа
Античная мифография - это целая область знания (сейчас уже во многом забытая, с трудом поддающаяся реконструкции), комплекс многочисленных произведений, включавший в себя и творчество ранних логографов, закладывавших начала греческой истории, географии, литературы, и лирических поэтов VII-VI вв. до н. э. (Пиндар, Вакхилид и др.), и великих античных драматургов (Эсхил, Софокл, Еврипид), и александрийских ученых (Каллимах, Аполлоний Родосский и др.), и киклографов александрийских времен (Аполлодор, Овидий и др.), и римских авторов рубежа старой и новой эры (Гигин, Палефат, Антонин Либерал, Павсаний и др.).
Античная мифография - культурное лоно истории, географии, литературы, фольклора, философии мифологии и др. Из генеалогической мифографии (наиболее ранней формы античной мифографии) выросла история как наука. А хорографическая мифография дала импульс развитию географии и этнографии. Для нас особенно важно то, что в лоне ранней античной мифографии сложились и первые рационалистические трактовки ...
читать полную версию - "Античная мифография"
Статья была опубликована в разделе - Античная рационализация мифа
Процедуры систематизации, логической упорядоченности мифов неизбежно подводят к обобщенному представлению о мире, в котором мир является полем действия не антропоморфных сил, а естественных, объективных, независимых от людей и богов процессов. Такое представление опиралось на следующие теокосмогонические идеи и образы:
- образ некоторого первичного состояния Вселенной, характеризующегося хаотичностью, бессистемностью, аморфностью (Хаос, Тьма, Бездна);
- идея общего преобразования, усложнения мира от Хаоса к Космосу, от его неорганизованного состояния к упорядоченному и системно устроенному, разумному и справедливому состоянию;
- переход от Хаоса к Космосу трактовался в контексте противоположности культуры и природы, перехода от естественного, дочеловеческого к человеческому как культурному;
- представление о периодической гибели, разрушении Космоса и возвращении мира в хаотическое состояние, а затем новом рождении, восстановлении Вселенной из Хаоса; история мира предстает как ...
читать полную версию - "Процедуры систематизации мифов"
Статья была опубликована в разделе - Античная рационализация мифа
Рационализация сознания является выражением и продолжением рационализации форм деятельности и общения. Важнейшим следствием рационализации деятельности, общения и сознания является историческое видение мира.
Расстояние между целями и результатами деятельности - прежде всего временное. Сложные формы деятельности (требующие фиксации и удерживания в сознании множественных связей в системах "цель - результат", "цель - средства", "средства - результат"), а также формы непрямого, косвенного общения (письменность) предполагают расширение рамок временного "поля восприятия" мира. Разведение во времени цели и результата деятельности и общения требует умения разграничивать и связывать в сознании образы прошлого, настоящего и будущего.
В процессе творчества у Гесиода формируются генезисный образ Космоса, чувство длительности, движения, преемственности, становления бытия, его историчности. Способность свободного проецирования образа Космоса в прошлое и будущее закладывало основания ...
читать полную версию - "Становление историзма сознания"
Статья была опубликована в разделе - Античная рационализация мифа
Источник пропитания человека, основа его достатка - труд. С трудом приходят и почет, и добрая слава. Только трудящийся человек угоден богам. А на бездельников, пытающихся обобрать силой и неправдой трудящегося крестьянина, боги негодуют. Безделье несет людям позор, голод, бедность. Наряду с темой труда, Гесиод размышляет и о соотношении справедливости и насилия, о недостатках обычного (неписаного) права, об установленных богами условиях человеческого существования, о роли мореплавания в жизни земледельца, о торговле и др.
В поэме "Труды и дни" изложена одна из первых концепций исторического развития человечества. Историю общества Гесиод представляет как историю пяти "родов" (поколений) людей, последовательно сменяющих друг друга. Первый, самый древний - золотой род, который не знал ни труда, ни горестей:
В прежнее время людей племена на земле обитали,
Горестей тяжких не зная, не зная ни трудной работы,
Ни вредоносных болезней, погибель несущих для смертных.
Золотой век сменился серебряным, серебряный - медным, медный - героическим, героический - железным. И с каждым новым поколением человеческая жизнь становилась все тягостнее, сложнее, на смену добру приходило все больше зла. От одного поколения к другому, от одного века к следующему человечество идет к своей гибели. ...
читать полную версию - "Источник пропитания человека"
Статья была опубликована в разделе - Античная рационализация мифа