Мифология. Мифотворчество » Античная рационализация мифа

Художественный реализм

Художественный реализм


Рубеж VIII-VII вв. до н. э. - это эпоха, когда раннеклассовые отношения перерастают в зрелые классовые отношения, завершается становление основ полисной культуры. Совершенствуется ремесленное производство, оно становится еще более многозвенным, требует тончайших операций. Развиваются товарно-денежные отношения, возрастает роль абстрактного труда. Растут число и размеры полисов (городов-государств), формируются новые сословия граждан. В жизни одного поколения (иногда неоднократно) сменяются морально-нравственные нормы и представления.

Складывается новая система соционормативных регуляторов, в которой ведущая роль принадлежала уже не традиционным родо-племенным моральным нормам, а полисным нормам поведения. Ускоряются процессы индивидуализации личности, развивается личностное самосознание.

Вместе с тем достигает крайних пределов имущественное и социальное расслоение. Всемогущество денег, долговая кабала, произвол родовой знати ведут к разорению крестьянства. Великая колонизация хотя и снимала частично эти социальные противоречия, но полностью их сгладить была не в состоянии. Древняя Греция переживала один из сложнейших социально-экономических кризисов в своей истории. Обострилась политическая борьба между родовой аристократией, свободным крестьянством и зажиточными горожанами ...

читать полную версию - "Художественный реализм"


Рационализация сознания

Рационализация сознания


Рационализация сознания просматривается у Гомера и в зачаточных формах рефлексии над представлением о сущности мифа. Это проявлялось в противопоставлении мифа и логоса. "Миф" как интегрированное, целостное, сознательное и целенаправленное духовное воздействие на человека, несущее в себе желание, волнение и тоску по чему-то неведомому, Гомер противопоставлял "логосу", который он трактовал как нечто дифференцированно-расчлененное, отчужденное от человека, но так же, как и миф, способное воздействовать на него.

Здесь еще далеко до полной рационализации представления о логосе как некотором всеобщем принципе бытия (к которой подходит Гераклит, затем развивают элеаты и по-своему завершает Платон). Но первые, исходные предпосылки рационализации представлений о сущности мифа в творчестве Гомера уже присутствуют.

Таким образом, в гомеровскую эпоху шел процесс разложения мифологического сознания, постепенно складывалось противопоставление субъекта и объекта, вещи и ее образа, природа ...

читать полную версию - "Рационализация сознания "


Компоненты античной культуры

Компоненты античной культуры


В комплексе материальных и духовных предпосылок античной культуры могут быть выделены следующие компоненты:

- развитие производительных сил, техники (освоение железа и производство железных орудий труда);

- развитие экономических отношений, переход от раннеклассового общества к развитому рабовладельческому обществу, со свойственными ему абстрактными общественными отношениями (отношения "господин-раб", развитая система товарно-денежных отношений с представлениями о стоимости, абстрактном труде);

- территориальная экспансия, которая приводила к культурным контактам с самыми разными странами и народами;

- множественность полисов (городов-государств), каждый из которых имел свои традиции; полисная множественность не разрушала, но, наоборот, усиливала сознание общегреческого культурного единства;

- социальная организация полиса, открытый, демократический характер многих греческих полисов;

- относительное политическое равенство свободных граждан, наличие политических прав и личных свобод;

- развитое чувство гражданской ответственности (каждый грек считал себя ответственным за судьбу всего государства-полиса, ведь от состояния полиса зависела и судьба каждого его гражданина);

- наличие самой ...

читать полную версию - "Компоненты античной культуры"


Гомеровский эпос

Гомеровский эпос


Гомеровский эпос - это эстетически переработанная древнегреческая мифология раннеклассового общества. На этом этапе развития античной культуры уже не миф, но еще и не рациональное познание, а пока лишь поэзия становится объяснительным принципом. Здесь поэзия объясняет мир, однако она не способна объяснить миф.

Вместе с тем в поэмах Гомера рационализация сознания уже набирала свои обороты. Любой эпос есть некоторая форма рефлексии, обобщение и рационализация истории и действительности, отбор более значимого и отсев менее значимого с точки зрения автора. В эпосе мифологические пространство и время "расколдовываются", демистифицируются, приобретают условный и воображаемый характер. Все это требует логических процедур (идеализации, абстрагирования, обобщения и др.), которые позволяют критически "приземлить" миф, осознать качественные границы между объектом и его образом в сознании ...

читать полную версию - "Гомеровский эпос "