Мифология. Мифотворчество » Романтические концепции мифотворчества

Миф как символ

Миф как символ


Символ есть проявление бесконечного в конечном конкретно-чувственном образе. Но что такое бесконечное? Бесконечное - это Бог. Вполне закономерно, что романтический мистицизм в первую очередь ориентировал символическую трактовку мифа на постижение трансцендентных смыслов мифотворчества.

Наиболее яркое воплощение такая ориентация получила в трудах Ф. Кройцера, который исходил из того, что миф несет в себе глубинный символизм бесконечного, а расшифровка этого символизма - главная цель философско-теоретической и научной рефлексии над мифом. Кройцер видел в символе непосредственное и органичное выражение смысла и разделял "мистические символы", непосредственно выражающие бесконечное, и "пластические символы", вмещающие смысловую бесконечность в замкнутую форму.

Каким бы неожиданным, странным, диковинным, неуклюжим и подчас даже гротескным ни было содержание мифа, как бы ни проявлялись в нем случайные, порожденные фантазией поэтов-творцов (или народов) стороны художественного воображения, в любом случае они символически раскрывают ...

читать полную версию - "Миф как символ"


Зарождение сравнительно-исторического языкознания

Зарождение сравнительно-исторического языкознания


Эпоха романтизма оказалась краеугольной вехой в историческом развитии науки о мифе. Накопленный предшествующим историческим развитием философский опыт изучения мифотворчества у романтиков достиг границ своей меры. Становилось очевидным, что исторический период умозрительных толкований сущности мифа исчерпал себя. В науке о мифе качественно изменилась ситуация. Накопился громадный массив разнообразных конкретных эмпирических знаний, которые требовали совершенно новых методологических подходов. Натурфилософский (если использовать термин, который применяется к познанию природы) период развития науки о мифе закончился. Наука о сущности мифотворчества нуждалась в переходе на пути конкретно-научного познания своего объекта. Появилась потребность в разработке методологических установок конкретно-научного исследования мифологии. А это возможно только в тесном союзе мифологии как науки с другими социально-гуманитарными науками - этнографией, историей, археологией, лингвистикой, психологией и др.

В системе теоретико-методологических предпосылок конкретно-научного изучения мифотворчества важное место занимал принцип историзма. Он базируется на представлении о естественном развитии объекта во времени по некоторым законам, которые определяют изменяемость форм объекта и их смену; исторически сложившаяся изменяемость форм является причиной их многообразия. Апробированный в естествознании, прежде всего в ...

читать полную версию - "Зарождение сравнительно-исторического языкознания"


Становление сравнительно-исторической мифологии

Становление сравнительно-исторической мифологии


В отличие от братьев Шлегелей, "поздние" романтики братья Гримм были весьма скептически настроены к активным попыткам воссоздать мифологию в формах современной поэзии. Они исходили из того, что "искусственная" поэзия, поэзия определенного автора, поэта-творца - это поэзия, пронизанная рассудочными установками, предпочтениями, оценками.

Этим она кардинально отличается от народной поэзии, которая является не плодом неизбежно рассудочного творчества поэта, а результатом коллективного, безличного и анонимного труда. Миф прекрасен потому, что в нем все безыскусственно, а значит, и истинно. Миф не может быть неистинным, в мифе всегда есть своя поэтическая и нравственная правда, "в сказаниях заключена истина, хотя они и ненадежны", в мифах и сказаниях "зарыто неприметное основание истинности, перед чем мы внутренне робеем - эта робость... благодаря своей скрытой истине преобразуется в удовольствие". Миф - это единство воображения, фантазии и реальной истории.

Миф возникал вокруг определенного исторического факта, который в памяти народа запечатлевался столь ярко, что его поэтизировали, создавая миф. Миф должен быть понят как результат коллективной и бессознательной мысли целого народа (или религиозной общины), в мифологии "всегда содержится итог целого народа и никогда нельзя полагать, что она изошла из уст одного человека... ". Миф, как и язык - продукт бессознательно творящего народного духа. ...

читать полную версию - "Становление сравнительно-исторической мифологии"


Умозрительные концепции

Умозрительные концепции


В области сравнительно-исторической мифологии романтиками были созданы умозрительные концепции, согласно которым общечеловеческие истоки мифологии и религии следует искать в Индии. Миф - это выражение божественного откровения, и первыми его получили люди в Индии.



Так, например, Й. Гёррес, утверждавший органическую целостность религиозного и мифологического сознания всех народов ("великие стихии мифа повсеместно те же"), отмечал: "Все бытие - откровение божества, его сотворившего, а священный миф - это откровение богов, вторивших божеству в его откровении, - могучее изобилие Индии". Именно из Древней Индии мифология распространилась на Европу и, как "гордая пальма переходит в суровую и мрачную сосну,... точно так же Южный миф - в сказание Севера". По мнению Гёрреса, "вся религия в ее генезисе - это одно растение..., оно радостно цветет во все времена, и одна в нем жизнь, разлившаяся по всем его членам, и все же всякий раз, как виноградная лоза, она в своем месте и в свое время дает совсем иное вино, по-своему пылкое, горячее". Так формировалась концепция диффузионизма, получившая значительное ...

читать полную версию - "Умозрительные концепции"


Постановка индоевропейской проблемы

Постановка индоевропейской проблемы


Романтики разрушили базировавшуюся на религиозных воззрениях лингвистическую догму XVIII в., согласно которой первобытным языком человеческого рода был древнееврейский и задача науки о языке состоит в том, чтобы объяснить, каким образом греческий, латинский и другие европейские языки произошли от древнееврейского. На смену этой догме пришло представление о праиндоевропейском истоке европейских языков: когда не существовало еще европейских языков, был единый праиндоевропейский язык, или, как тогда его называли, арийский язык. Ф. Бопп, Р. Раск, А. Х. Востоков и другие заложили основы сравнительно-исторического языкознания, показали, что в индоевропейских языках имеется единство грамматической системы, историческая преемственность и т. д.

Несомненная историческая заслуга романтиков состоит в создании предпосылок, формулировании и первоначальной разработке многогранного научного комплекса индоевропеистики. В основе индоевропеистики - сложнейшая индоевропейская проблема, решаемая совместными усилиями языкознания, истории, археологии, этнографии, культурологии, философии и др. Суть индоевропейской проблемы ...

читать полную версию - "Постановка индоевропейской проблемы"