Мифология. Мифотворчество » Романтические концепции мифотворчества » Миф как символ

Миф как символ



Символ есть проявление бесконечного в конечном конкретно-чувственном образе. Но что такое бесконечное? Бесконечное - это Бог. Вполне закономерно, что романтический мистицизм в первую очередь ориентировал символическую трактовку мифа на постижение трансцендентных смыслов мифотворчества.

Наиболее яркое воплощение такая ориентация получила в трудах Ф. Кройцера, который исходил из того, что миф несет в себе глубинный символизм бесконечного, а расшифровка этого символизма - главная цель философско-теоретической и научной рефлексии над мифом. Кройцер видел в символе непосредственное и органичное выражение смысла и разделял "мистические символы", непосредственно выражающие бесконечное, и "пластические символы", вмещающие смысловую бесконечность в замкнутую форму.

Каким бы неожиданным, странным, диковинным, неуклюжим и подчас даже гротескным ни было содержание мифа, как бы ни проявлялись в нем случайные, порожденные фантазией поэтов-творцов (или народов) стороны художественного воображения, в любом случае они символически раскрывают содержание бесконечного. Мифологические боги - самые древние символы бесконечного, единого Бога, в которых "красота формы объединялась с высочайшей полнотой сущности".

В мифологии мистическая и пластическая символики теснейшим образом переплетаются.

По Кройцеру, миф есть простейшая и древнейшая символическая форма мудрости человечества, сообщенная ему бесконечным Творцом. Правда, в своей подлинной форме эта древнейшая мифология до нас не дошла. Она оказалась значительно измененной либо жрецами (которые ее упрощали и редуцировали до уровня басен и сказок, чтобы сделать доступной простому люду), либо (как у древних греков) поэтами, которые излишне опоэтизировали ее. Пожалуй, только на Востоке, в Индии и, возможно, Египте, сохранились формы мифа, максимально приближенные к первоначальным. Здесь Кройцер отдал дань моде своего времени - увлечению индийскими Ведами, в которых (по причине их давности) стремились увидеть отблески первичного божественного откровения.

Усилиями романтиков было выяснено, что мифология есть закономерная бессознательная форма человеческого духа, порождаемая на первичной стадии истории, которую неизбежно проходят все народы в своем историко-культурном развитии. Она выражает некоторые глубинные культурно-исторические смыслы. И потому через мифологию можно проникнуть в глубинные пласты исторического процесса, приоткрыть завесы над тайнами истории, попытаться расшифровать ее пока неизреченные смыслы.


Вы читаете полную версию - "Миф как символ"



Рекомендуем просмотреть