Мифология. Мифотворчество » Романтические концепции мифотворчества » Зарождение сравнительно-исторического языкознания

Зарождение сравнительно-исторического языкознания



Эпоха романтизма оказалась краеугольной вехой в историческом развитии науки о мифе. Накопленный предшествующим историческим развитием философский опыт изучения мифотворчества у романтиков достиг границ своей меры. Становилось очевидным, что исторический период умозрительных толкований сущности мифа исчерпал себя. В науке о мифе качественно изменилась ситуация. Накопился громадный массив разнообразных конкретных эмпирических знаний, которые требовали совершенно новых методологических подходов. Натурфилософский (если использовать термин, который применяется к познанию природы) период развития науки о мифе закончился. Наука о сущности мифотворчества нуждалась в переходе на пути конкретно-научного познания своего объекта. Появилась потребность в разработке методологических установок конкретно-научного исследования мифологии. А это возможно только в тесном союзе мифологии как науки с другими социально-гуманитарными науками - этнографией, историей, археологией, лингвистикой, психологией и др.

В системе теоретико-методологических предпосылок конкретно-научного изучения мифотворчества важное место занимал принцип историзма. Он базируется на представлении о естественном развитии объекта во времени по некоторым законам, которые определяют изменяемость форм объекта и их смену; исторически сложившаяся изменяемость форм является причиной их многообразия. Апробированный в естествознании, прежде всего в биологии, в первой половине XIX в. принцип историзма распространялся и на социально-гуманитарное познание.

Широко использовался в социально-гуманитарном познании и сравнительный метод, заключающийся в сравнении изучаемых явлений с целью выявления их сходств и различий. Сравнительный метод позволял выявлять причинные связи между явлениями культуры, последовательность возникновения и развития культурных форм; способствовал построению различных классификаций и типологий, что в свою очередь способствовало разработке теоретических обобщений, концепций, гипотез и т. д.

Важной заслугой романтиков, критиковавших просветительную философию за ее умозрительность и схематизм, была разработка нового мощного метода в гуманитарном познании - сравнительно-исторического, объединившего в себе достоинства сравнительного и исторического методов познания. Сравнительно-исторический метод направлен на сопоставление различных форм объекта, на выявление их тождества и различия с тем, чтобы определить закономерности исторического развития объекта, в том числе и общие истоки этих форм. Сравнительно-исторический метод содержит в себе принцип системности, предполагающий взаимодействие частей в составе некоторого целого. Если в естествознании плодотворность сравнительно-исторического метода проявилась прежде всего в биологии (в сравнительной анатомии, эмбриологии, палеонтологии и др.), то в социально-гуманитарном познании эвристические возможности метода проявились в языкознании, в изучении истории языка.


Вы читаете полную версию - "Зарождение сравнительно-исторического языкознания"



Рекомендуем просмотреть