Мифология. Мифотворчество » Романтические концепции мифотворчества » Становление сравнительно-исторической мифологии

Становление сравнительно-исторической мифологии



В отличие от братьев Шлегелей, "поздние" романтики братья Гримм были весьма скептически настроены к активным попыткам воссоздать мифологию в формах современной поэзии. Они исходили из того, что "искусственная" поэзия, поэзия определенного автора, поэта-творца - это поэзия, пронизанная рассудочными установками, предпочтениями, оценками.

Этим она кардинально отличается от народной поэзии, которая является не плодом неизбежно рассудочного творчества поэта, а результатом коллективного, безличного и анонимного труда. Миф прекрасен потому, что в нем все безыскусственно, а значит, и истинно. Миф не может быть неистинным, в мифе всегда есть своя поэтическая и нравственная правда, "в сказаниях заключена истина, хотя они и ненадежны", в мифах и сказаниях "зарыто неприметное основание истинности, перед чем мы внутренне робеем - эта робость... благодаря своей скрытой истине преобразуется в удовольствие". Миф - это единство воображения, фантазии и реальной истории.

Миф возникал вокруг определенного исторического факта, который в памяти народа запечатлевался столь ярко, что его поэтизировали, создавая миф. Миф должен быть понят как результат коллективной и бессознательной мысли целого народа (или религиозной общины), в мифологии "всегда содержится итог целого народа и никогда нельзя полагать, что она изошла из уст одного человека... ". Миф, как и язык - продукт бессознательно творящего народного духа. Именно такую, "коллективистскую" парадигму исследования сущности мифотворчества закладывали "поздние" романтики. (Например, Я. Гримм эмоционально заявлял: "Я не могу представить себе, чтобы когда-либо жил Гомер или автор "Нибелунгов".)

Коллективное бессознательное мифотворчество братья Гримм наделяли сверхъестественными чертами. Миф, как и язык, дан людям Богом. Народная поэзия - наиболее зримое и высшее проявление божественного в человеческом, а история народного творчества - это не только история людей, "но также и история божественная". Именно божественное происхождение всех национальных мифологий делает их сходными во многих чертах. Так через общее божественное происхождение объяснялось загадочное сходство мифологий различных, в том числе и удаленных друг от друга, народов мира.

Миф - это целостная и тотальная форма духа, в которой народ выражает свои чувства и мысли. Как и национальный язык, миф - продукт длительного исторического коллективного бессознательного творчества. Миф, язык, обычаи, народная поэзия теснейшим образом связаны и между собой, и с историей народа. Только из анализа истории народной жизни можно восстановить мифологию народа, историю его языка, древние обычаи. Миф соответствует глубинной сути народа. Каков народ, таковы и его мифы. Это значит, что из анализа древней мифологии народа можно вывести представление о его своеобразии, неповторимых особенностях его истории.

В таком подходе была заложена высокая оценка языческой культуры как культуры народной, выражающей внутреннюю жизнь народа, его нравственные и религиозные качества. Это дало романтикам основания для воссоздания народной поэтической культуры средневековья. Отказавшись от просветительских оценок, они представили яркую, величественную и своеобразную картину средневековой народной культуры, противопоставив ее христианству, которое, по словам Я. Гримма, "не было народным. Оно пришло из чуждого далека и хотело вытеснить старых домашних богов, которых земля уважала и любила".


Вы читаете полную версию - "Становление сравнительно-исторической мифологии"



Рекомендуем просмотреть