Мифология. Мифотворчество » Романтические концепции мифотворчества » Ключ к пониманию древней мифологии

Ключ к пониманию древней мифологии



Ключ к пониманию древней мифологии романтики усматривали в языке. Филология, историческая грамматика позволяют раскрыть не только глубины языка, но и глубины национальной мифологии. Связь между языком и мифологией состоит в том, что первоначально слова возникли не как непосредственное обозначение предмета, а как средство выражения некоторого изобразительного впечатления от предмета в сознании субъекта. И только впоследствии эти же слова стали использоваться как знаки для обозначения отвлеченного понятия.

Поэтому значение слова (которое было неотделимо и от того, что оно выражало, и от повседневных жизненных обстоятельств, образов, обрядов, верований и др.) приобрело мифологическую образность. Миф здесь выступает следствием развития способности языка отражать абстрактные отношения. Таким образом, история языка есть одновременно история мышления, история мифологии, история национальной психологии. История слова позволяет выразить тончайшие нюансы в истории Духовной жизни народа. Так закладывались романтиками методологические основы сравнительно-исторической мифологии.

Уже Я. Гримм исследовал немецкую мифологию не философскими, абстрактно-схематическими, умозрительными, а конкретно-научными методами, прежде всего сравнительно-историческим методом. Он многое сделал для обоснования применения этого метода в изучении народного творчества. В его трудах определение родства мифологий (а не только языков) по степени их близости становилось необходимой предпосылкой построения схемы исторического развития мифологии. Из трех ступеней развития германских языков (древней, средней, новой) он выводит и ступени развития немецкой этномифологии.

Разумеется, его пионерские методологические разработки были еще незрелыми, содержали немало ошибок. Так, он не сумел отделить немецкую мифологию от мифологий других европейских народов, в частности преувеличивал сходство немецкой мифологии со скандинавскими сагами. В результате в его "немецкую мифологию" "затесались" и не немецкие боги. Кроме того, не всегда Я. Гримму удавалось отделять языческую мифологию от христианства, евангельской мифологии. И наконец, он нередко отождествлял поэтические произведения средневековых поэтов с продуктами народного мифологического творчества.

И тем не менее именно в творчестве немецких романтиков, и прежде всего Я. Гримма, были заложены основы сравнительно-исторической мифологии, которая нацелена на основе сравнения мифов (образов, сюжетов и смыслов) различных исторических эпох (одного или разных народов) раскрывать объективные закономерности формирования и развития мифологического сознания.


Вы читаете полную версию - "Ключ к пониманию древней мифологии"



Рекомендуем просмотреть