Мифология. Мифотворчество » Романтические концепции мифотворчества » Постановка индоевропейской проблемы

Постановка индоевропейской проблемы



Романтики разрушили базировавшуюся на религиозных воззрениях лингвистическую догму XVIII в., согласно которой первобытным языком человеческого рода был древнееврейский и задача науки о языке состоит в том, чтобы объяснить, каким образом греческий, латинский и другие европейские языки произошли от древнееврейского. На смену этой догме пришло представление о праиндоевропейском истоке европейских языков: когда не существовало еще европейских языков, был единый праиндоевропейский язык, или, как тогда его называли, арийский язык. Ф. Бопп, Р. Раск, А. Х. Востоков и другие заложили основы сравнительно-исторического языкознания, показали, что в индоевропейских языках имеется единство грамматической системы, историческая преемственность и т. д.

Несомненная историческая заслуга романтиков состоит в создании предпосылок, формулировании и первоначальной разработке многогранного научного комплекса индоевропеистики. В основе индоевропеистики - сложнейшая индоевропейская проблема, решаемая совместными усилиями языкознания, истории, археологии, этнографии, культурологии, философии и др. Суть индоевропейской проблемы заключается в определении той первоначальной области (прародины), которая была заселена племенами, говорившими на индоевропейском языке-основе до его разделения на различные группы, а также в установлении того времени, когда начался процесс разделения индоевропейского "праязыка", и, наконец, в выяснении последовательности основных этапов разделения индоевропейских диалектов.

Романтики связывали решение этой проблемы с Индией. Для романтизма вообще характерно трепетное отношение к культуре и мифологии Востока. В восточной, и прежде всего индийской, мифологии они усматривали христианское по духу самоотречение. Ожидаемая духовная революция, по их мнению, грядет с Востока.


Вы читаете полную версию - "Постановка индоевропейской проблемы"



Рекомендуем просмотреть