Мифология. Мифотворчество » Романтические концепции мифотворчества

Множественности языковых форм выражения знаний

Множественности языковых форм выражения знаний


Романтическое мировоззрение нацеливало на отказ от просветительного нормативного понимания языка как универсальной структуры и признание множественности языковых форм выражения знаний. (Новалис говорил, что "у каждого человека свой собственный язык".) Это способствовало формированию установки на изучение древнейших этапов развития языков, на изучение истории языков. (Новалис даже призывал к восстановлению древних языков.) После во многом еще декларативного заявления, сделанного во второй половине XVIII в. У. Джонсом, о родстве санскрита с европейскими языками, открылись реальные возможности конкретно-научной реализации лингвистических и ориенталистских идеалов романтиков о всеобщей связи культур и языков.

В 1808 г. Ф. Шлегель в работе "О языке и мудрости индийцев" сформулировал программу сравнительно-исторического изучения индоевропейских языков. Он призывал к конкретно-научному изучению грамматических структур, форм спряжения, к сравнению языков как целостных систем, ввел понятие "языковой семьи" (индоевропейской). Как некогда существовал единый индоевропейский язык, так существовала и общая индоевропейская мифология, которая впоследствии распалась на множество отдельных мифологий. При этом Ф. Шлегель высказал мысль о том, что санскрит является не праязыком, а промежуточной ступенью между праязыком и современными языками.

На конкретно-научную основу идеи Ф. Шлегеля поставил находившийся под ...

читать полную версию - "Множественности языковых форм выражения знаний"


Ключ к пониманию древней мифологии

Ключ к пониманию древней мифологии


Ключ к пониманию древней мифологии романтики усматривали в языке. Филология, историческая грамматика позволяют раскрыть не только глубины языка, но и глубины национальной мифологии. Связь между языком и мифологией состоит в том, что первоначально слова возникли не как непосредственное обозначение предмета, а как средство выражения некоторого изобразительного впечатления от предмета в сознании субъекта. И только впоследствии эти же слова стали использоваться как знаки для обозначения отвлеченного понятия.

Поэтому значение слова (которое было неотделимо и от того, что оно выражало, и от повседневных жизненных обстоятельств, образов, обрядов, верований и др.) приобрело мифологическую образность. Миф здесь выступает следствием развития способности языка отражать абстрактные отношения. Таким образом, история языка есть одновременно история мышления, история мифологии, история национальной психологии. История слова позволяет выразить тончайшие нюансы в истории Духовной жизни народа. Так закладывались романтиками методологические основы сравнительно-исторической мифологии.

Уже Я. Гримм исследовал немецкую мифологию не философскими, абстрактно-схематическими, умозрительными, а конкретно-научными методами, ...

читать полную версию - "Ключ к пониманию древней мифологии"


Миф как "бессознательная бесконечность"

Миф как "бессознательная бесконечность"


В "системе трансцендентального идеализма" Шеллинг исходил из того, что как только неразличимое тождество субъекта и объекта рождается, оно сразу начинает дифференцироваться и приобретает формы особенного. Первой такой формой являются идеи. Они могут предстать сознанию либо в виде представлений (понятий), и тогда мы имеем дело с философией; либо в виде реально созерцаемых образов богов, и тогда мы имеем дело с искусством и мифологией. Таким образом, "идеи в философии и боги в искусстве - одно и то же".

Философия и мифология постигают одно и то же, но только разными средствами. В философии эти средства в большей мере объективированные, а в мифологии - субъективированные. Мифологические боги "суть не что иное, как идеи философии, но созерцаемые объективно, или реально". На почве мифотворчества происходило становление философии и поэзии, искусства. Шеллинг любил говорить, что Гомер показал нам, как мифология закончилась в поэзии, а Гесиод - как мифология закончилась в философии.

С точки зрения Шеллинга, особенность мифотворчества в том, что это преимущественно бессознательное творчество; это "бессознательная бесконечность (синтез природы и свободы)"; здесь, как и в универсуме, "прошлое и будущее суть одно". Мифология - первичный материал и материя всех основных форм культуры. В мире мифопоэтической фантазии "все возможное непосредственно действительно"; именно этим объясняется своеобразие мифологии как сказания о богах, претендовавшего на высшую объективность. Мифология есть первобытный бессознательный художественно-образный способ осознания всеобщего. Миф - результат творчества целого народа. ...

читать полную версию - "Миф как "бессознательная бесконечность""


Мифология "философии откровения"

Мифология "философии откровения"


В "философии откровения", разработке которой Шеллинг посвятил последний период своего творческого пути, мифотворчество выступает как момент теокосмогонического процесса, определявшегося четырьмя потенциями, бытийными, демиургическими силами (первая потенция - "возможность бытия", вторая - "необходимость бытия", третья - "долженствование бытия" как единство первых двух, а четвертая - принцип упорядочения мира - логос). Последовательное вхождение потенций в сознание и есть мифологический процесс, "трансцендентальная теогония". Конечная точка мифологического процесса - это восстановление единства потенций в сознании, что возобновляет непосредственное отношение человека к Богу.

Шеллинг выделял в мифологическом процессе четыре большие эпохи. Первая эпоха, вхождение первой потенции, относительный монотеизм: астральная религия многих кочевых племен, поклонение звездному небу ("сабеизм").

Вторая эпоха, распад относительного монотеизма: господство первой потенции, мужской образ Уран, женский Урания, рождение ею нового бога-освободителя, который пока не противоборствует, а сосуществует с ними.



Третья эпоха характеризуется борьбой первых двух потенций. Разным фазам этой борьбы соответствуют различные образы богов и героев: на первой фазе - Молох, Баал, Кронос, на второй - герои Геракл, финикийский Мелькарт, на заключительной, третьей фазе - победитель (Кронос), принимающий женский облик ...

читать полную версию - "Мифология "философии откровения""


Принципа тождества мышления

Принципа тождества мышления


В 1800 г. в "Системе трансцендентального идеализма" Шеллинг формулирует свое понимание (важнейшего в объективном идеализме) принципа тождества мышления. В соответствии с этим пониманием, развитие природы (объективности) завершается появлением человека с его сознанием (субъективности), а развитие субъективности (т. е. истории познания и самопознания) должно вновь привести к объективности - полному тождеству духовного и материального, мышления и бытия. Идея была должным образом оценена современниками, которые ее подхватили и развили дальше - в направлении поиска конкретных соотношений объективности и субъективности. Так, Гегель направил свои усилия на рационально-понятийную схематизацию саморазвития Абсолютной идеи. Сам Шеллинг, находившийся под значительным влиянием романтизма, искал решение этой проблемы в чувственно-эмоциональной сфере сознания - через непосредственное внутреннее переживание, художественно-образное воплощение, интуицию. Он считал, что всеобщее с предельной очевидностью предстает только в художественном творчестве, в непосредственном образном созерцании. Причем, предстает так, что сам ...

читать полную версию - "Принципа тождества мышления"