Мифология. Мифотворчество » Романтические концепции мифотворчества

Путь Ф. Шеллинга к философии мифологии

Путь Ф. Шеллинга к философии мифологии


Романтики очень серьезно относились к научно-философскому изучению мифотворчества. Им принадлежит несомненная заслуга введения мифотворчества в "логические пространства" исторического, эстетического, филологического исследований. Все это происходило на фоне поисков конструктивных идей в философском и конкретно-научном изучении мифотворчества.

Свое завершенное развитие романтическая трактовка сущности мифотворчества получила в работах Ф. Шеллинга, который выделил философию мифологии как особую отрасль философско-теоретического знания и определил ее как такое исследование, которое "поднимается... над существованием мифологии и задается вопросом о природе, о сущности мифологии, тогда как просто ученое, или историческое, исследование довольствуется тем, что констатирует данные мифологии". Философия мифологии трактуется Шеллингом как теоретическое постижение сущности мифологии в отличие от поверхностного эмпирического описания ее.



Мифотворчеством Шеллинг интересовался на протяжении всей своей творческой жизни. Начиная с юношеского сочинения "О мифах, исторических сказаниях и философемах древности", ...

читать полную версию - "Путь Ф. Шеллинга к философии мифологии"


Символическая теория мифа

Символическая теория мифа


Романтизм тяготел к символическим концепциям мифотворчества. При всем необычном для нас и часто, казалось бы, абсурдном своем содержании мифы есть порождение народного духа, а значит, они несут в себе некоторые объективные основания. Такие основания могут быть и натуральные (природные и общественные), и трансцендентные (супранатуральные). И те и другие проявляются через смысловой контекст мифотворчества. Его анализ и расшифровка позволяют выявить такие основания и тем самым расширить наши представления о реальных условиях первобытной жизни.

Символическая теория мифа родственна аллегорической трактовке мифа.

Обе базируются на различии чувственно-образного и логико-понятийного в сознании. Но в отличие от аллегорической концепции, в символической теории мифологический образ рассматривается не как наглядное олицетворение некоторой идеи, а как знак, выражающий определенный ...

читать полную версию - "Символическая теория мифа"